Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог></a></p>
<p>
	<a href=Госуслуги

Бессмертный полк

Военкомат

Удивительная прогулка по Коломягам

> Наш округ > Достопримечательности > Удивительная прогулка по Коломягам

 

Наше удивительное путешествие по Коломягам мы начнем у Никитинской усадьбы, которая расположена по адресу Главная улица, дом 32. Название, которое улица получила в 1939 году, предположительно связано как раз с тем, что здесь расположена графская усадьба.
 
 НИКИТИНСКАЯ УСАДЬБА известна также под названием УСАДЬБЫ ОРЛОВЫХ-ДЕНИСОВЫХ. Она была построена по приказу героя Отечественной войны 1812 года графа Алексея Петровича Никитина, которому на тот момент принадлежали эти земли, вследствие чего получила свое первое название. В гостях у графа Никитина часто бывали его боевые соратники, такие как А. Остерман-Толстой, А. И. Альбрехт, Н. Раевский, В. Орлов-Денисов, чьи портреты можно найти в Военной галерее Зимнего дворца. Второе название усадьбы связано с дочерью графа Никитина Елизаветой Алексеевной Никитиной, которая вместе со своим мужем графом Федором Васильевичем Орловым-Денисовым на несколько лет превратила усадьбу в гостеприимный дом для художников и литераторов того времени. 
Усадьба построена в начале XIX века в стиле классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова, а позже перестроена по проекту архитектора Алексея Горностаева. Изначально главный фасад здания не имел выхода в сад, поскольку его четырехколонный портик использовался только как терраса, а вход в здание, вероятнее всего, был с северного фасада. Колонны портика имели базы и капители ионического ордера, ныне утраченные, а в центре фронтона находился герб графа Орлова-Денисова. Здание было увенчано бельведером, представляющим собой открытую площадку, огражденную перилами. Лепные гербы, а также часть художественного оформления можно увидеть и сегодня в парадных залах, которые были отреставрированы в начале 90-х годов XX века. В одном из помещений второго этажа сохранилась белая изразцовая печь.
Вокруг особняка был разбит парк с прудами, плотиной и водопадом «Плакун». Этот парк до настоящего времени сохранил свою историческую планировку, а также большую часть деревьев, посаженных во времена графа Орлова-Денисова. Сохранилась даже часть так называемой «Аллеи любви», образованной саженцами райской яблони. Согласно преданиям, по этой аллее по традиции обязательно проходили после венчания женихи и невесты.
Пруд, на берегу которого стоит особняк, сейчас известен под названием «Графский». Он является одной из достопримечательностей Коломяг и популярной зоной отдыха. Мост-плотина, который находится южнее Графского пруда, в 2012 году официально получил название Никитинский, поскольку по нему проходит 1-я Никитинская улица.
 
С Главной улицы мы свернем на 3-ю линию 2-й половины и по ней выйдем на улицу Репищева, по которой дойдем до Вербной улицы. Сложное название улицы 3-я линия 2-й половины имеет интересную историю происхождения с глубокими историческими корнями. В 1818 году после смерти одного из владельцев этой местности – купца Сергея Яковлева – Коломяги были поделены на две половины для двух из семи его дочерей. Первая улица находилась в первой половине Коломяг, а вторая, соответственно, во второй. Улица Репищева получила свое название от названия поля, где выращивали репу – репища, а вовсе не по фамилии какого-либо выдающегося исторического деятеля, как это можно подумать.
 
На Вербной улице во дворе дома № 13 находится КОВАНАЯ СКУЛЬПТУРА «ДРАКОН». Он появился на Вербной улице в 2011 году, то есть по китайскому календарю - в преддверии Года Дракона. Его создал известный петербургский мастер Сергей Мельников, член Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Надо сказать, что другие кованые скульптуры, украсившие коломяжские дворы по замыслу властей муниципального округа «Коломяги», также появились благодаря его фантазии и мастерству.
В западной традиции дракон представляет собой разрушительное начало, символ звериной ярости и мощи, но дракон с Вербной улицы совсем не похож на грозного зверя, которого нужно опасаться. Собственно, это даже не дракон, а дракониха, которая дружелюбно смотрит на всех проходящих мимо из-под кокетливо загнутых ресничек. Своим домашним обликом она обязана своему создателю Сергею Мельникову, а также кузнецам Денису и Ивану Кузьминым, которые принимали участие в воплощении этого образа в металле. По словам Сергея Мельникова, его дракониха олицетворяет собой женское начало, именно поэтому она бережно держит в лапах ажурное кованое яйцо – древний символ зарождения жизни. В фольклоре всего мира яйцо - добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье.
В этом смысле дракониха с Вербной улицы очень близка по своей природе к дракону в представлении алхимиков, ведь он представляет собой символ первичной материи, из которой возникла Вселенная, а яйцо считается символом единства. При этом бескрылый дракон являет собой мужское начало, а крылатый – начало женское. У нашей же драконихи с крыльями все в порядке, так что сомневаться в ее природе совсем не приходится. Она приносит в жизнь людей добро, оберегая и защищая жителей окрестных домов от напастей и бед. Особенно благосклонно эта леди относится к маленьким детям, но и взрослым можно загадать желание, осторожно погладив дракониху по голове, а влюбленные пары, доверившие ей свои сердечные дела, могут рассчитывать на то, что их семейная жизнь обязательно будет счастливой и безмятежной.
Дракониха, которая весит 400 килограмм, выполнена из металла, а ее спина и хвост покрыты коваными чешуйками. Если присмотреться, она очень напоминает персонажа из известного мультипликационного фильма «Шрек» - милую и дружелюбную дракониху, которая помогла героям добиться справедливости и обрести семейное счастье. Сергей Мельников считает, что скульптура сможет не только исполнять желания, но и сделать людей лучше, ведь никому не захочется вести себя рядом с драконом неподобающим образом.
 
С Вербной улицы, которая, по одной из версий, названа так в честь Светлого Вербного Воскресенья, а по другой – в честь вербы, веточки которой прихожане несли в находящуюся неподалеку церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского в Вербное воскресенье, мы вновь вернемся на улицу Репищева.
 
На улице Репищева во дворе дома № 19 поселилась ЗОЛОТАЯ РЫБКА – это еще один сказочный персонаж, созданный Сергеем Мельниковым. Кованое воплощение героини из известной сказки Александра Сергеевича Пушкина отличается очаровательной миловидностью, поэтому в народе рыбку прозвали Анжелиной – за внешнее сходство с голливудской кинодивой Анжелиной Джоли.
Если обратиться к фильмографии этой актрисы, то можно обнаружить занятное совпадение: в мультипликационном фильме «Подводная братва» она озвучивала рыбку Лолу, которую по замыслу создателей фильма специально нарисовали очень похожей внешне на саму Анжелину Джоли. Случайно или нет, но теперь и в Коломягах появился ее своеобразный портрет в облике обитательницы моря.
Золотая рыбка с улицы Репищева сделана из кованного железа и стоит на камне, а сверху ее опутывает невод из металлических прутьев. Каждую чешуйку Сергей Мельников ковал вручную, вкладывая в свое творение не только мастерство, но и душу.
Эта скульптура была первой в серии кованых скульптур, которые украсили собой коломяжские дворы. Будучи сказочной золотой рыбкой, она просто не может не исполнять желания, но всеобщей любимицей рыбка Анжелина стала не только поэтому, ведь она действительно привнесла элемент сказки в обычный городской двор.
 
С улицы Репищева мы свернем на улицу Щербакова, которая получила свое название по фамилии Александра Сергеевича Щербакова, советского государственного и партийного деятеля, в годы Великой Отечественной войны начальника Главного политического управления Советской Армии, заместителя народного комиссара обороны и начальника Советского Информбюро.
 
Здесь между улицей Щербакова, Земским переулком и Вербной улицей расположился целый скульптурный комплекс. Оказавшись в Коломягах, нельзя не пройтись по АЛЛЕЕ НОВОРОЖДЕННЫХ, которая названа так не случайно, ведь она тянется вдоль детских садов № 25 и № 25/2 в самом центре микрорайона. Вход на аллею с двух сторон обрамляют кованые арки, выполненные в виде подков, к которым подвешены колокола. По словам Сергея Мельникова, подкова оберегает от неприятностей, а звон колокола символизирует очищение.
В самом деле, подкова – это древний символ благоденствия, который защищает от бед и приносит удачу. По одной из версий, это поверье зародилось еще в Древнем Египте, где подковы для лошадей фараона делались из золота, и найти потерянную подкову было в прямом смысле большой удачей. В Европе, когда железо еще было большой редкостью и высоко ценилось, найти железную подкову тоже считалось большой удачей, ведь из нее можно было сделать что-либо для домашнего обихода.
Согласно народным поверьям, подкова, прибитая радом с дверью или прямо над дверным проемом, способна защитить от злых сил, которые не смогут войти в дом. По одной из легенд, архиепископ Кентерберийский Дунстан, который был кузнецом, однажды сумел подковать черта. Созданная руками святого человека подкова очень досаждала нечистому, и он в обмен на освобождение поклялся никогда не входить в дом, где над дверью висит подкова.
В свою очередь, колокол издавна считается универсальным оберегом, который способен отгонять своим звоном нечистую силу. При этом считалось, что чем громче и дольше звучит колокол, тем дальше бежит от него нечистый дух.
Если верить представлениям наших предков об окружающем мире, то замкнутая с двух сторон подковами Аллея новорожденных, которую оберегают два колокола, должна быть спокойным и безопасным местом, куда не в силах проникнуть нечистая сила. Правда это или нет, сказать сложно, но у местных жителей уже сложилось поверье, что если позвонить в колокол и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Со стороны Вербной улицы установлена скульптурная композиция «СЕМЬЯ», которая является олицетворения любви, семьи и верности. Мать держит на руках новорожденного младенца, а отец нежно ее обнимает, оберегая и защищая. Скульптура высотой около двух метров выполнена из натурального серого гранита в стиле минимализма.
Чуть поодаль расположилась «СКАМЬЯ ПРИМИРЕНИЯ», на которой уютно устроились две лягушки: лягушка-юноша и лягушка-девушка. По легенде, скамья способна примирить поссорившихся влюбленных, если те ненадолго присядут между лягушками. Как и скульптурная композиция «Семья», «Скамья примирения» выполнена из натурального гранита, что особенно приятно, поскольку в современном мире предпочтение отдается в последнее время искусственному камню, который лишен энергетики природного материала.
Скамья украшена цветком ромашки, который является символом чистой и верной любви. Существует легенда, что ромашки появились благодаря любви девушки Марии и юноши Романа, которые жили в разных деревнях. Однажды Роману приснился сон, будто в какой-то неведомой стране он нашел доселе невиданный цветок с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками. Пробудившись, юноша увидел, что этот цветок действительно лежит у изголовья его кровати. Он поспешил подарить его своей возлюбленной, которая сразу дала цветку название ромашка и попросила любимого нарвать ей букет таких цветов, чтобы она могла поделиться ими с другими влюбленными. Роман не смог ей отказать и отправился назад в страну снов, правитель которой пообещал подарить людям целое поле ромашек, если юноша останется в его владениях навсегда. Мария долго ждала возвращения возлюбленного, но вместо этого перед дверью ее дома однажды появилось целое поле ромашек. Девушка поняла, что ее любимый уже никогда не вернется, но его любовь всегда будет с ней. Она собрала ромашки и раздала их другим влюбленным как символ чистой и преданной любви.
Лягушки на скамье примирения способны не только помирить поссорившихся, но и подарить семье желанного ребенка, ведь в мифологии лягушка является символом рождения, плодовитости, перевоплощения и воскрешения. В основе этого представления лежит процесс превращения икринок в головастиков, а головастиков в лягушек, который вызывал у наших предков священный трепет. В прежние времена считалось, что лягушки приносят в дом новорожденных, которых вытаскивают из воды, где зарождается жизнь. Кроме того, лягушки считаются символом защиты от детских болезней, так что малышам тоже полезно будет посидеть на этой скамейке и послушать, какие истории расскажут им на ушко забавные лягушата.
Со стороны Земского переулка на Аллее новорожденных установлена кованая скульптурная композиция «АИСТ», выполненная Сергеем Мельниковым. Главным элементом композиции является аист, который несет в клюве младенца. В Древней Греции аист был атрибутом богини Геры, покровительницы брака, охраняющей мать во время родов. Позднее эти представления об аисте, как о священной птице, перешли во многие другие культуры, приобретя новые детали. Считалось, что аисты находят души детей, которые должны родиться, среди болот и трясин, откуда приносят их будущим родителям.
Согласно народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Символом семейного очага он стал вполне обоснованно. Птицы проявляют исключительную заботу о птенцах, которые находятся под присмотром старших даже после вылета из гнезда. Кроме того, аисты высиживают птенцов по очереди, причем, как правило, самка делает это днем, а самец ночью. По легенде, аисты не только трепетно заботятся о потомстве, но и кормят своих престарелых родителей, поэтому их считают символом крепкой и счастливой семьи.
Скульптурная группа «Аист» на Аллее новорожденных включает в себя огромное количество интересных деталей, о каждой из которых можно рассказать интересную историю. Например, якорь у подножия композиции, который является символом стабильности, удачи и надежды, или гнездо, свитое из ключей. Здесь же можно отыскать самые разные замки и замочные скважины. Существует интересная свадебная традиция, связанная с ключами и замками. Согласно этой традиции, жених и невеста запирают на замок перила моста, а ключ бросают в воду, чтобы их супружеский союз был крепким, а семейная жизнь счастливой и безмятежной на протяжении многих лет. Замок символизирует дом и семью, а выброшенный в воду ключ – супружескую верность.
По соседству пристроился ежедневник с надписью «Чудеса», неделя в котором начинается с воскресенья. Понедельник, как известно, день тяжелый, но чудесный ежедневник легко решит эту проблему, начиная неделю с воскресенья, чтобы все дни были наполнены чудесами, а чтобы во всех начинаниях удача сопутствовала наверняка, к ежедневнику приложена еще и счастливая подкова.
К слову о чудесах, среди деталей этой замечательной композиции можно заметить мельницу, но не просто, а – на курьих ножках! Если углубляться в дебри фольклора, то окажется, что это странное сооружение имеет вполне реальное, но оттого не менее чудесное, происхождение. По одной из версий, известная всем избушка Бабы-Яги на самом деле и есть – мельница, а если говорить точнее – ветряная мельница-столбовка, которая, как самая настоящая избушка на курьих ножках, умеет поворачиваться вокруг своей оси, ловя крыльями ветер. Баба-Яга, обитающая в своей избушке, как известно, может дать добрый совет и направить верной дорогой, а Василиса Премудрая, которая во многих сказках приходится ей племянницей, считается символом идеальной жены.
Вот такой многогранный получился образ у Сергея Мельникова. Кстати, сам аист в летном шлеме чем-то напоминает героя смешного и трогательного мультфильма «Переменная облачность», который рассказывает о том, как на небесах появляются дети, и как нелегка бывает порой работа аиста.
 
Вернемся на Вербную улицу и оттуда свернем на Новоколомяжский проспект, названный так в противовес Коломяжскому проспекту, и по нему выйдем на Афанасьевскую улицу, названную так по фамилии владельца водолечебницы доктора В. И. Афанасьева.
 
Во дворе дома № 6 по Афанасьевской улице обитает бронзовый ДВОРНИК Афанасий, который получил свое имя в честь улицы Афанасьевской, где он и поселился с некоторых пор. Это третья по счету скульптура, выполненная Сергеем Мельниковым по заказу властей муниципального округа «Коломяги». У Афанасия характерная, легко узнаваемая внешность, ведь его прототипом стал незадачливый, но обаятельный герой мультфильма Александра Татарского «Падал прошлогодний снег», который под Новый год отправился в лес за елкой, а попал в удивительное место, полное тайн и неожиданных событий.
Сергей Мельников считает, что настоящий дворник должен выглядеть именно так. Он специально тщательно подбирал образ, чтобы не повторить случайно работы других скульпторов, а потом вспомнил про мультфильм «Падал прошлогодний снег» и решил, что главный герой идеально подойдет на роль дворника - такой же дружелюбный простой мужчина.
Если обратиться к истории этого мультипликационного фильма, то выбор мастера можно назвать очень правильным, ведь изначально по замыслу Александра Татарского его герой и должен был быть дворником! Впервые зрители могли встретиться с ним в другой известной работе режиссера – мультфильме «Пластилиновая ворона», где он «сыграл» эпизодическую роль. Потом визуальную концепцию персонажа и его историю пришлось доработать, но что-то общее, видимо, все-таки осталось.
Интересно, что жителям дома, во дворе которого поселился Афанасий, предлагали на выбор самые разные проекты скульптуры, но выбрали они концепцию Сергея Мельникова. Бородатый страж чистоты просто переполнен разнообразными интересными деталями, о каждой из которых можно поведать целую историю. Например, на груди у него можно заметить бляху с надписью «Афанасьевская, 6». Такие большие медные бляхи, где по кругу была надпись с названием улицы и номер дома, являлись непременным атрибутом дворников в конце XIX – начале ХХ веков. Их носили либо на шее на медной цепочке, либо прикалывали с левой стороны груди. По словам Сергея Мельникова, скульптуру можно считать памятником дореволюционному дворнику. Говорят, что похож.
Еще у Афанасия за поясом есть подкова – на счастье. Как гласит местное поверье, если за нее подержаться, то в ближайшее время вам обязательно будет сопутствовать удача. Ну и, конечно же, настоящий дворник не может обойтись без метлы! Однако у Афанасия она особенная, связанная из девяти красивых кованых роз. По замыслу автора, это должно было добавить Афанасию благородства, а еще подчеркнуть его своеобразный характер, который со времен мультфильма «Падал прошлогодний снег» ничуть не изменился.
Вопреки градостроительным канонам, Афанасий повернут лицом к жилому дому, а не наоборот. Сергей Мельников говорит, что так люди сверху могут любоваться веником из роз и заодно наблюдать поднятый в предупреждающем жесте указательный палец дворника, который как бы говорит всем жителям дома: «Соблюдайте чистоту! Подметать мне некогда, у меня букет тут!» Впрочем, согласно другому местному поверью, если подержаться за ручку метлы, то во дворе всегда будет порядок, а если немного постараться, то порядок будет и в доме.
Постамент, на который установили скульптуру, уже лежал здесь раньше, а газон в народе прозвали альпийской горкой за обилие камней разной формы и цветочные клумбы. Афанасий идеально вписался в ландшафт, заняв свое законное место на самом крупном из камней. Высота скульптуры составляет 2.5 метра, а сам Афанасий 1.4 метра ростом. В прежние времена дворник не только поддерживал во дворе чистоту, но и отвечал за общественный порядок на вверенном ему участке, оберегая спокойный сон жильцов. У дворников даже были специальные свистки, которыми они оповещали стражей порядка о нарушениях. Говорят, что Афанасий хоть и бронзовый, но со своими обязанностями тоже вполне справляется.
 
В этом же дворе по соседству с дворником Афанасием расположилась еще одна кованая скульптура, которая изображает семейку улиток. В народе известно два названия этой композиции: «УЛИТКИ» и «ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА».
Во многих культах древности улитка считалась символом плодородия, поскольку появление ребенка на свет ассоциировалось с тем, как улитка появляется из своей раковины. У народов Мексики амулеты из панцирей улиток использовались для того, чтобы облегчить родовые муки. В Египте спиральный панцирь улитки являлся обозначением хода времени и цикличности жизненных процессов, а сама улитка олицетворяла собой символ вечности.
Кроме того улитка считается символом семьи, домашнего очага и домовитости, поскольку всегда имеет при себе свой домик и никогда с ним не расстается. На Востоке считается, что если улитка заползла в дом, то это сулит благополучие и гармонию в семье, а также скорое умножение достатка.
Во дворе дома по Афанасьевской улице целое семейство улиток неторопливо ползает по листьям гигантского бронзового цветка – ириса. Они никуда не торопятся, воплощая собой спокойствие и равновесие. Сергей Мельников ковал свой цветок с натуры. Говорят, что настоящий живой ирис стоял у него в мастерской все то время, что он работал над проектом.
Если верить приметам, то изображения улиток прекрасно вписываются в любой интерьер, привнося с собой позитивную энергию, которая позволяет добиться исполнения желаний, гармонии в семейной жизни и достатка, а значит, своим появлением на Афанасьевской улице они привнесли все это и в Коломяги.
Еще говорят, что пересчитать всех улиток, которые ползают по кованому цветку, не так-то просто. Они словно прячутся от человеческих глаз. Однако тот, кому все-таки удастся это сделать, сможет исполнить свои самые заветные желания и на всю жизнь обретет гармонию с окружающим миром.
 
С Афанасьевской улицы перейдем на Афонскую улицу, название которой было дано в честь Афонского мужского монастыря, расположенного у подножия Афонской горы в Абхазии, который был основан в 1875 году при участии российского императора Александра III.
 
На Афонской улице можно случайно попасть в сказку, ведь здесь есть настоящий сказочный камень-указатель, надпись на котором гласит: «Направо пойдешь, коня потеряешь. Налево пойдешь, себя потеряешь. Прямо пойдешь, в сказку попадешь». Недалеко от камня спустилась на землю обычного городского двора самая настоящая ЖАР-ПТИЦА, созданная Сергеем Мельниковым.
Жар-птица – сказочная огненная птица, перья которой горят ярким пламенем, освещая все вокруг даже ночью. В сказке «Конек-горбунок» Петр Ершов описывает ее такими словами: «Вот полночною порой / Свет разлился над горой, / Будто полдни наступают: / Жары-птицы налетают». Мифологи связывают образ Жар-птицы с олицетворением огня, света и солнца. Есть мнение, что ее прототипом является павлин – птица, поражающая своей красотой, но еще больше, чем павлин, на Жар-птицу похожа райская птица. Ее огненно-рыжие перья действительно напоминают языки пламени. Во время токования райская птица распускает крылья и начинает мелко дрожать, из-за чего тонкие волосовидные перья, переливаясь, струятся вниз огненными каскадами, а сама райская птица в этот момент являет собой живое воплощение сказочной Жар-птицы. Согласно еще одной довольно любопытной гипотезе, под Жар-птицей наши предки, на самом деле, подразумевали шаровую молнию, которую называли то жар-птицей, то вообще шар-птицей. Впрочем, шаровая молния явление до сих пор не менее загадочное, чем сама Жар-птица.
Существует одна мало распространенная, но красивая легенда, посвященная этому сказочному персонажу. Будто бы в прежние времена люди совсем не умели любить, и боги, видя это, отправили им на помощь жар-птицу, которая несла в себе волшебный огонь любви. Счастлив будет тот, кому удастся ее поймать, но еще счастливее окажется тот, у кого жар-птица поселится по доброй воле, ведь ему она будет, не обжигая, отдавать свое тепло всю жизнь. Но если только жар-птица почувствует, что в сердце человека поселилось равнодушие, она тотчас улетит, а если попытаться ее остановить и запереть в клетку, то и вовсе погибнет, превратившись из живого огня в бесчувственный кусок золота.
 
По Афонской улице вернемся на Вербную и оттуда на Главную улицу, где в доме № 20 находится еще одна достопримечательность Коломяг – сад скульптур при творческой мастерской, где работает целая династия скульпторов: Лев Сморгон - один из столпов ленинградской школы скульптуры, его дочь Марина Спивак со своим мужем Александром Позиным и их дочери - Катя и Инна Позины, а по соседству на Тбилисской улице в доме № 41 расположилась еще одна мастерская со своими скульптурами и картинами. Скульпторы работают на обеих площадках, каждая из которых входит в состав творческого объединения «Деревня художников», созданном в 2001 году. Еще раз прогулявшись по Главной улице, мы вернемся к исходной точке нашего маршрута – Никитинской усадьбе.
 
Нетрудно заметить, что все места, которые мы посетили, так или иначе связаны с темой семьи, любви и верности. Сам мастер Сергей Мельников отмечает, что в Коломягах сейчас очень большое внимание уделяется детям, а также защите семейных ценностей. Как бы то ни было, но сказочные талисманы, появившиеся во дворах по инициативе муниципальных властей, должны непременно добавить позитива в жизнь Коломяг, а возможно, и в самом деле станут оберегать местных жителей от семейных проблем и неурядиц, ведь чудеса – они рядом с нами.
 
Евгения Романова,
победитель конкурса «Сказочный путеводитель по Коломягам»